Old School Goth - История готической субкультуры. Готы. Готика.

Происхождение термина «готический».

Термины «гот» и «готический» имеют многовековую историю. Изначально готами называли германские племена. Термин «готический» позднее стал использовался для определения архитектурного стиля, а в ХVIII-ХIХ веках появился жанр в литературе, называемый «готическим романом». Точно не известно, с каких пор термин «гот» стал применяться к музыкальному пост-панк движению.  Самое первое употребление термина по отношению к пост-панк сцене можно приписать как Мартину Ханнету — продюсеру Joy Division, так и к Siouxsie and the Banshees,- летом 1979.

Мартин Ханнет Joy Division Siouxsie

К концу 1979-началу 1980, термин «готический» казался вполне обычным в музыкальной журналистике для описания таких групп как Joy Division и Siouxsie and the Banshees. В 1981 Эббо из UK Decay использовал термин «готы» для описания фанатов Sex Gang Children.

UK_Decay

Sex_Gang_Children

Тут можно отметить довольно четкую прогрессию в использовании термина гот\готический для описания сначала отдельных групп, потом для описания движения групп, а затем для описания фанатов и последователей движения.

Тем не менее, все не так просто. Термин «гот», в общем-то, не использовался по отношению к движению до 1983. В начале 1983 то, что позднее стало готическим движением, называли «позитивные панки» или позднее «пози-панки», это произошло с подачи Ричарда Норса в одной из статей жрнала NME за фераль 1983. Предположительно, именно в 1983 этот термин был смещен новым названием —  «готы».

Первое использование термина «готы» для описания членов субкультуры, которое мне удалось найти, относится к статье Тома Вэга в октябрьском переиздании Зиг Зага за 1983 под редакцией Мика Мерсера.

Описывая публику  на Берлинском шоу группы Death Cult, он сказал: « …а также  эта симпатичная пестрая компания. Толпы готов. Это мог быть Лондон…»

Death Cult

Death_Cult

Термин «готический»  стал популярнее, все чаще использовался для описания групп и, в конце концов, он прижился. Кроме того, о фанатах данных групп говорили как о «готах», возможно, в результате комментариев о Sex Gang Children и их фанатах.

Нельзя сказать, что ответственность за это несут конкретные люди. Интересные детали первых попыток использования термина приведены ниже:

The Doors

Группа The Doors была названа «гот роком» в 1967. Интересно, что эта группа оказала влияние на некоторые готические и относящиеся к готике группы (такие как Joy Division).

The Doors

The_Doors

В 1974, Боуи назвал альбом Diamond Dogs «готическим». Другие группы могли бы также с легкостью использовать это определение, и его использовали по отношению к ним, однако эти заявления, пожалуй, ничего не стоят в свете того влияния, которое Боуи, без сомнения, оказал на зарождающуюся готик-сцену. Возможно, что использование термина именно Дэвидом Боуи повлияло на Ханнета и\или Сьюкси.

Diamond Dogs

diamond_dogs

Первое знаменательное употребление термина «готический», по отношению к пост-панк музыке, было сделано Тони Вилсоном, во время телевизионной программы на BBC («Something Else» (15.9.79),  в которой он описал Joy Division как команду, играющую в готическом стиле, противопоставив ее поп-мейнстриму.  Впрочем не похоже, чтобы это было самое первое употребление термина.

В интервью, сделанном Мэри Хэнон, есть следующий отрывок:

«Один ключ к Joy Division в названии их альбома. Другой — в описании данном Мартином Ханнетом, который назвал их «танцевальной музыкой с готическими нотками».  Не намеренно, Бернард Албретч дал великолепное описание «готики» в нашем интервью, когда описывал свой любимый фильм «Носферату»: «Атмосфера действительно зловещая, но вы себя в ней чувствуете уютно».

Статья продолжается описанием Joy Division как «готики 20 века».

К сожалению, невозможно указать точную дату и источник.

В любом случае это, предположительно, предшествует следующим обзорам групп:

[Обзор Пенни Кили, Ливерпуль, тур в поддержку Buzzcocks,  концерт 8.10.79]

«Готика теперь, ко всему прочему, становится определением жанра, но эффект Joy Division такой же, как и у the Banshees».

[Обзор Криса Бона, University of London Union, концерт 8.2.80]

« Joy Division мастера этого готического уныния…»

Как можно заметить из вышесказанного, после интервью Мэри Хэнон термин «готический» стал вполне привычным для описания Joy Division и некоторых групп, включая Siouxsie and the Banshees. The Banshees, в свою очередь, примерно в то же время использовали термин для описания своего нового музыкального направления, но не известно было ли это до или после интервью Мэри Хэнон.

Во всяком случае, я предполагаю, что «готические нотки» Ханнета предшествуют комментариям Вилсона; т.к. между комментарием Вилсона и высказыванием Пенни Кили о том, что готика «переработана» прошло всего две с половиной недели. Поскольку альбом Unknown Pleasures вышел в мае/июне 1979, я предполагаю, что комментарий Ханнета может быть приблизительно датирован летом 1979.

Siouxsie And The Banshees

Примерно в то же время  Siouxsie использовала термин «готический», чтобы описать новое музыкальное направление своей группы. Это было сделано с отсылкой на альбом "Join Hands", который вышел в августе 1979. Так как точной даты обоих комментариев я не знаю, довольно сложно сказать, кто все же был первым, Сьюкси или Ханнет.

Следующие цитаты взяты из книги  Марка Пэйтреса "Siouxsie And The Banshees: The Authorized Biography" (биография группы) и в основном относятся к альбому Juju, который вышел в 1981.

Стив Северин: «Вообще-то мы описали альбом  "Join Hands" как «готику» когда он вышел, но журналисты не зацепились за это. Конечно, в то время мы читали много произведений Эдгара Алана По и подобных ему писателей. А, например, песня "Premature Burial" с этого альбома, определенно «готская» в его настоящем виде.

Фил Оукей: «Это не была вина группы, но я думаю, что это они породили  тех готов,  которых мы знаем. Они были архетипами того, что появилось — особенно если говорить об интенсивном вокале и бесподобных первобытно звучащих ударных. Это создало шаблон.

Сьюзи: «Я всегда считала что одной из наших сильных сторон была способность к созданию напряженности в музыке и сущности предмета. Juju сильно похож на готские группы, которые пытались нам подражать, но закончилось это все тем, что они просто влились в это.  Они использовали хоррор как базис для глупого рок-н-рольного представления. Не было никакого чувства напряжения в их музыке. В любом случае, Juju не был совсем  темным».

UK Decay

В интервью Стиву Китону, из журнала «Sounds», в феврале 1981 Аббо из  UK Decay неосторожно заговорил о готическом движении :  «Это будет движением, и мы собираемся стать, нет, мы будем им через полгода. Вы должны будете дать ему название, потому что это будет не танцевальная или альтернативная музыка, не Нью Поп и не мод… «да мы в настоящей готической группе»… и все  начали смеяться над тем, что группа должна иметь лейбл в форме горгульи  и играть только в церквях. Через полгода все затихнет, когда выйдет альбом, все будут спрашивать «что это за готическая фигня, в которой ты участвуешь?? Ну, само собой, это все шутка» [в действительности, в этой статье не было ни чего похожего на указанную в переводе реплику Аббо, ознакомиться со статьей, на которую ссылается Scathe можно ТУТ. в свою очередь, данная цитата из интервью UK Decay Vbre Мерсеру и опубликована в его второй книге Gothic Rock — примечение Anoli Nicure]

Два месяца спустя, в интервью американскому журналу  "Flipside" он снова использовал слово «готический» для описания своего стиля:

Flipside: Есть ли у вашей музыки политический подтекст?

Abbo:  ух, ну да не без этого, ранние вещи действительно политические, "For My Country", например, из разряда антинационалистических вещей, пацифистская. Сейчас  наша лирика из разряда основанных на сексе и смерти, мистическая, готичная, как нас в Англии описывают, а новый сингл — о нарушении неприкосновенности личной жизни, всяких неожиданных гостях в доме, сюрреалистичный…

Ian Astbury/Andi Sex Gang/The NME:

В интервью с Дейвом Томпсоном и Джоан Грин из журнала  Alternative Press в ноябре 1994, Ян Эстбери, вокалист  Southern Death Cult, приписал себе изобретение ярлыка «гот»

Ian Astbury

death-cult

«Ярлык гот был чем-то наподобие шутки», утверждает Ян Эстбери. «Одной из групп, появившихся в то же время, что и мы, были Sex Gang Children,  Энди —  одевался как фанат the Banshees, ну я и называл его готическим гоблином, потому что он был мальньким парнем, и темным. Он любил Эдит Пиаф и эту ужасную музыку,  и жил  в здании в Брикстоне, которое зовется «Визиготскими башнями». Так что он был маленьким готичным гоблином, а его последователи — готами. Вот так готы и появились».

И снова, теперь  в статье Сьюзан Колон, озаглавленной «Поколение, покрытое мраком», которая появилась в июле 1997 под редакцией Details Magazine:

Для многих людей, которые в этом участвовали несколько лет назад, панк уже не представлялся таким,  каким он изначально задумывался. Готы дали этим людям возможность создать новую площадку, которая была бы  предназначена специально для них. Эта новая сцена привлекла обездоленных, кучу панков, живущих на пособия по безработице и воровство в магазинах. В начале 80х многие из них жили в Брикстоне , потому что это было дешево. Среди них была и группа Sex Gang Children, участники которой одевались как Bauhaus и Specimen. Среди нас полно тех, кто зависал вместе с их вокалистом, Энди Сексгангом. Он жил на последнем этаже старого дома в викторианском стиле. Когда мы   поднялись туда на чашку чая, мы встретили его в Китайском халате, с подведенными черным глазами, со стоящим причесоном, на фоне играющей Эдит Пиаф и включенного телеканала для 15ти летних. Мы  представили его как графа Визиготского, устраивающего прием в собственной башне. В тот момент Dave Dorrell и услышал нас, зовущих Энди «Графом Визиготским» а его последователей — готами, так он называл каждого, кто имел отношение к этой музыкальной сцене.

Это было уже в конце 1982-начале 1983, когда обе группы только «всходили на вершину успеха», и это конечно, произошло после того, как термин «готический» использовали Эббо и Ханетт, но, вероятно,  это первое употребление термина «готы» для описания людей, увлекающихся определенным музыкальным стилем.

Обратить внимание следует на то, что David Dorrell обычно писал для NME

Несколько цитат из той же  статьи:

Питер Мерфи: «Я знаю, что творчество Bauhaus началось  в 1979 с "Bela Lugosi's dead" которую критики причислили к «готическому» жанру, но готы — это миф, привидевшийся журналистам, которые захотели описать творчество Bauhaus, Joy Division, вокал Игги в The Idiot, ну и так далее. В этой музыке не было завершенности, но прорабатывали ее с каким-то трансцендентным качеством.

Даниэль Эш: Когда мы записывали Bela Lugosi's Dead, еще и месяца не прошло с момента образования Bauhaus. Мы никогда не называли себя готами, а нашу музыку готической. Это все произошло несколько лет спустя и началось с подачи прессы.»

Дэвид Дорелл:  «О, Господи, снова все сначала! Я никогда не попытаюсь и не буду утверждать, что именно я написал статью и назвал их готами, равно как и то, что я это скопировал у каких-нибудь моих коллег-журналистов, следящих за готами — спиды выжигают мне память». Как журналист, я отмечал, что панк становился мрачнее. Линдон с Public Image Ltd становился мрачнее. Покончив с собой, Кертис из Джой Дивижн не просто положил конец своей жизни и творчеству своей команды, он создал вакуум, в котором, появились все эти группы, чтобы поскорее его заполнить.

Несмотря на провалы в памяти Дорелла, похоже, что Эстбери был прав, и Дорелл подобрал ярлык из описаний Энди Сексганга с компанией. Подтверждение этому можно найти в интервью с Энди Сексгангом в статье Gavin Baddeley:

По традиции первым готом  называют вокалиста Sex Gang Children Энди Сексганга, прозванного «графом Визиготским»,  за его тягу к мрачной, бросающейся в глаза ,напыщенной манере одеваться, а фанатов группы в начале 80х назвали готами за ассоциации с его стилем.

«Это все происходило без моего ведома-они за моей спиной называли место, где я жил Визиготскими башнями»-смеялся Энди.

«Пара музыкантов, живших неподалеку, которых я знал- Ян Эстбери и Билли Даффи, оба из ранней готической группы Southern Death Cult), придумали мне прозвище, которое, я думаю, они упомянули при музыкальном журналисте Dave Dorrell, который уже и стал развешивать ярлык «гот» на все вокруг. Но понятие «готический» и так употреблялось повсюду, как раз чтобы описать различные стили музыки, особенно — Joy Division. Что касается лично меня, то  меня термин «готический»  отсылает к чему-то немного более изящному и классическому, чем коммерциализированные готы, которых вы видите вокруг.

Хронология

1974 :"Diamond Dogs"  Дэвида Боуи назван "готическим"

29/7/78: Nick Kent in the NME says, of Siouxsie: Parallels and comparisons can now be drawn with gothic rock architects like The Doors and, certainly, early Velvet Underground.

1979: Martin Hannett describes Joy Division as 'dancing music, with gothic overtones'.

1979: The Banshees describe their new album, Join Hands, as "gothic".

15/9/79: Tony Wilson describes Joy Division as gothic compared with the pop mainstream on a BBC TV programme, "Something Else"

2/10/79: Penny Kiley says in a review "'Gothic' has become a somewhat overworked definition of the genre, but the effect of Joy Division is the same as (to take an obvious example) that of the Banshees."

2/81: In an interview with Steve Keaton from Sounds, Abbo from UK Decay says: 'we're into the whole Gothic thing'…

1982/early 83: Ian Astbury uses the term "goths" to describe Sex Gang Children's fans, which is then picked up by NME writer David Dorrell.

© Перевод Anoli Nicure  для 10.10.2008

Обсудить статью в форуме - (1) Сообщения(ий)

Комментариев нет »

No comments yet.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.




Новости готической субкультуры Статьи. История готики Фотогалерея. Фотографии готических групп. Форум о готической субкультуре О сайте Old School Goth